Двоеверие в системе русского свадебного обряда

Двоеверие в системе русского свадебного обряда

Кроме общих для всего народа обрядов и обычаев, которые проявляются во время праздников, то есть календарные обряды, существуют и множество других, связанных с жизнью отдельных семей. Наиболее выделяются здесь обряды, относящиеся к свадьбе, похоронные обряды, заговоры. Эти обычаи и обряды восходят к языческим верованиям и культам, и церковь длительное время вела с ними борьбу, но в основном бесполезные.

а) Время двоеверия свадебный обряд пережил, когда церковь внедряла обязательное освящение брака путём венчания. Народ же продолжал держаться старых обрядов и «не считал брак состоявшимся, если он после церковного венчания не был закреплён традиционным пиршеством» [3,19].

Всю свадьбу можно разделить на три этапа. Первый этап — предсвадебный, когда выбирали сватов, производили смотрины, девичник, парневик (парнишник). Выбор сватов на этом этапе был основным, так как от него зависел благополучный исход сватовства и зачастую дальнейшая жизнь молодожёнов. Поэтому особое внимание уделялось своеобразной магии: уезжая сватать, проводили за собой черту, чтобы не вернуться без успеха, бросали под ноги у порога дома вывернутую наружу шубу, в доме невесты не заходили за матицу, говорили чинно, иносказательно «У вас товар — у нас купец» и пр.

Второй этап — свадебный день. В этот день имеют место множество обрядов: буженье невесты с причитаниями, расплетение девичьей косы, в последний раз заплетённой на девичнике, благословление. До сих пор сохранился обычай устраивать «заломы», перегораживать дорогу молодым с целью выкупа, сохранился и обычай воровства невесты, также с целью получить выкуп. Во время свадьбы совершали оберегательные обряды для защиты молодых от порчи — разметали веником дорогу, укрывали невесту платком (так называемая профилактическая магия). Осыпали хмелем и зерном для достатка и благополучия, в первую ночь жениха и невесту старались укладывать спать возле хлева — для плодовитости (продуцирующая магия).

Третий и последний этап — послесвадебный. Здесь характерны такие обряды как «бужение молодых», обычай водить их в баню. Ездили к родным жениха и невесты. Обряд посещения женихом тёщи назывался отводинами — готовили яичницу (блины, пирог), за которую зять расплачивался деньгами и подарками.

В течение всей свадьбы исполнялись песни. Испытывая влияние церкви, в них стали включать христианские мотивы: употребление имени Христа, слова «аминь» и др. Исполнялись также и приговоры, изначально выступавшие как заклинания от порчи, от сглаза, для благополучия. Позднее они превратились в развлечение.

  • б) При рождении ребёнка тоже можно увидеть следы языческих обрядов. При обязательном крещении в церкви, существовали обряды, проводимые различными повитухами: варили особую кашу роженице, стригли первые волосы у детей, пели песни, для того чтобы будущая судьба младенца была безопасной, гладкой, для благополучной и счастливой жизни.
  • в) Похоронные обряды считаются наиболее древними из всех. Связаны они с магической верой в силу умершего, задабривание его души для того, чтобы она не возвратилась и не стала вредить оставшимся родственникам. В память умерших ставили семье особую «трапезу роду и уроженицам». «Эта трапеза долгое время считалась необходимою, хотя в это же время готовили кутейную трапезу, принятую церковью» [6,339].
  • г) Обширную область в быту крестьян занимали заговоры, обладающие по поверьям магической силой. Заговоров множество, на различные стороны жизни человека: против болезней, на охоту, на любовные отношения, на удачу, на благополучие людей, на хороший урожай и много других. Первоначально в образах заговоров были только социально-бытовые образы и явления природы, которые окружают человека ежедневно, а также фантастические, сказочные персонажи. «В пору господства христианской религии в заговоры проникают такие образы, как Христос, божья мать, пресвятая богородица, апостолы, ангелы, архангелы, чудотворцы и т. п.» [1, 70]. Церковь запрещала подобные действа, преследовала их исполнителей. До сих пор в сельской местности подобная система заговоров практикуется, существуют люди, владеющие искусством заговора.
Читайте также:  Фон для пригласительных на свадьбу

Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды – это знакомство, смотры невест, девичьи гадания.

Предсвадебные обряды – это сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки.

Свадебные обряды – это отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир.

Послесвадебные обряды – это обряды второго дня, визиты.

2. Структура и семантика русской свадьбы

2.3 Сценарный план русской свадьбы

В народе не случайно говорят: «сыграть свадьбу». Русский свадебный обряд можно рассмотреть, как своеобразное театрализованное представление, с определенным сценарием и действующими лицами. Можно выделить несколько форм проведения бракосочетания, появляющихся в разные периоды развития русского народа. В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. С этого момента можно выделить различные сценарии проведения свадьбы:

«Брак – умыкание» — основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты. Ее прятали от жениха, преграждали дорогу жениховому поезду, разыгрывали сцены доступа жениху во двор, в горницу и проч. Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем.

«Купля – продажа невесты» — первоначально существовала у полян, жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному мусульманскому калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, украшениями, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки. Во время сватовства разговор велся в иносказательной форме, которая тоже отражала особенности «свадьбы – покупки» невесты: «Хотим купить телочку…», «У вас товар, у нас купец…». Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты «били по рукам», как бы заключая торговую сделку.

«Брак по воле старших» — сложился в феодальную эпоху, включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчинятся церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.

«Свадьба – самокрутка» (или «свадьба – убег») – сформировалась с ростом городов и расслоением и обнищанием деревни, вследствие того, что у крестьян не было средств сыграть свадьбу. Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощение (иногда это было имитацией, так как родители заранее обо всем знали). Празднования при этом не устраивалось (см. 2., 3.).

Как уже упоминалось выше, свадьба – сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Участники свадьбы имели роли, всего исследователи отмечают до 411 названий свадебных чинов у восточных славян, изменявшихся территориально и имевших свои особенности. Среди них: рожники — родственники невесты; дружина, бояре – спутники жениха; боярки, подневестницы – спутницы невесты; подголосницы – поющие девушки; каравайницы – женщины, которые готовят свадебный каравай; стряпуха, куховарка – женщина, готовящая свадебное угощение; коробейники, приданки (отвозят приданое); вежливец, опасный, клетник – человек, который мог оградить от колдунов и проч..

Читайте также:  Свадебные платья пенза каталог и цены фото

Среди приглашенных со стороны жениха, выделялись следующие основные свадебные чины:

Дружко или дружка – распорядитель свадебного церемониала, человек женатый, энергичный, знающий ход свадьбы. Неотъемлемый атрибут дружки – кнут, который он пускал в ход с целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест – накрест двумя полотенцами – от жениха и от невесты. Полотенца дружке дарили большие – два, два с половиной метра в длину, украшенные на концах ткаными узорами. Дружки, как правило, назначались как со стороны жениха так и со стороны невесты, но иногда был лишь дружка со стороны жениха.

Сват – вел свадьбу вместе с дружкой. Это женатый человек, обычно из числа родственников.

Посаженый отец и посаженая мать – крестные отец и мать жениха.

Ранняя сваха или повивальная сваха – близкая родня жениха, она пекла свадебный каравай, расплетала косу невесты и др.

Сватов и свашек бывало по несколько с каждой стороны. Часто считалось обязательным, чтобы сват и сватья были мужем и женой. Иногда их роль отводилась родителям или крестным родителям.

Подсвашки – помощницы свахи, родственницы жениха.

Дядька – шафер, который сопровождал жениха к венцу.

Бояре – приятели и родственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.

Со стороны невесты избирались люди, обладающие следующими свадебными чинами, считающимися неизменными:

Поздняя сваха или повивальная сваха – убирала (или повивала) голову невесты в женский головной убор, сопровождала ее к венцу.

Посаженый отец и посаженая мать, постельницы (две женщины) – они готовили брачное ложе для невесты.

Дружки – подруги невесты.

Подженишники (или подкняжие) – неженатые молодые люди и подневестницы – незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник.

Жениха и невесту называли князем и княгиней. Те, кому не хватало ролей, были зрителями (см. 11.).

2.2 Образная основа русской свадьбы

Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал.

Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой, украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву переадресовывалась жертвенная повинность инициируемой девушки: вместо нее погибало деревце, первоначально принятое в ее родственный круг (заместительная жертва).

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов, как обязательный атрибут, вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называемых красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья краса и девичий головной убор.

Так как брачная пара должна была состоять из представителей разных родов, в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи – священному месту жилища. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом иконам и т.д.

Читайте также:  Нашел обручальное кольцо к чему это

Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах.

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя, обеспечивающего богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жаренная свиная голова, часто рядились быком. С невестой были связаны образы птиц (плодородящую силу имела, прежде всего, курица).

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер. С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявлялся в банном обряде, которым завершался девишник, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание. При обливании женщина – мать отождествлялась с матерью – сырой землей.

В добрачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился, прежде всего, как чествование каравая, игравшего большую роль на протяжении всего свадебного обряда.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил. Верховным представителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, луна, звезды и заря. Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты, которому в свадебном действе отводилась своеобразная роль.

Издавна свадьба была пронизана магией, использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота.

Апотропейная магия проявлялась в различных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие невесты, а также самые разнообразные предметы – обереги (например, пояс, полотенце и др.). Таким образом, образная основа русской свадьбы отражает языческие представления славян, их тесную связь и взаимодействие с окружающим миром природы.

3. Слово и предметная среда в русской свадьбе

3.1 Свадебная поэзия

Словесное, в первую очередь поэтическое (стихотворное) оформление свадьбы обладало глубоким психологизмом, изображая чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты. Фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными элегическими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.

сложный вопрос. нужно читать духовную литературу. это целые фолианты. нужно проводить этнографическое исследование. вряд лит вам дадут конкретный совет. но буду рад, если это произойдет.

чтобы была хоть какая-то польза от меня — могу прислать поэзию на тему веры, обряда, патриархальности

Ссылка на основную публикацию
Даты свадебные названия свадеб
Сайт Какая свадьба.ру создан с целью максимального раскрытия информации о годовщинах свадьбы. Довольно часто у нас, наших родственников, или знакомых...
Гранатовая свадьба сколько лет совместной жизни
Если вас интересует вопрос о том, через сколько лет гранатовая свадьба, то такое событие супруги отмечают, когда прожили вместе девятнадцать...
График работы бабушкинского загса
Показать на карте Поделитесь с друзьями! Особенности Нестандартная церемония Фотосъёмка Видеосъёмка Фуршетный зал Описание Первые бракосочетания датируются 1921 годом. Тогда...
Даты свадьбы по годам какая свадьба
День рождения бывает не только у людей, но и у семей – для них это свадьба. Годовщина свадьбы представляет собой...
Adblock detector