Как рисовать узоры на полотенцах

Как рисовать узоры на полотенцах

Марина Сафронова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Пушистое полотенце»

Цель: создать условия для художественно — эстетического развития дошкольников.

Задачи:

Обучающая: учить детей создавать узоры на полотенце; закреплять умение рисовать кистью разными способами.

Развивающая: развивать творческую инициативу, чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, мышление, речь.

Воспитывающая: формировать культурно-гигиенические навыки.

Образовательная область: художественно — эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:восприятие художественной литературы, коммуникативная, изобразительная.

Оборудование: полотенца с разнообразными видами узоров; краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой; удлинённые листы бумаги; мольберт.

Предварительная работа: рассматривание узоров на полотенцах; чтение К. Чуковского "Мойдодыр", Ю. Тувима "Письмо. ".

Ход занятия

1. Вводная часть (создание игровой ситуации).

Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундучок и предлагает отгадать, что в нём лежит; загадывает загадку:

И махровое и гладкое бывает.

Кто помылся, тот о нём не забывает:

Взрослого, младенца вытрет. (полотенце)

— Конечно, это полотенце. А какое оно бывает? (Ответы детей.)

— Посмотрите на него. Какую форму имеет полотенце? (Ответы детей.)

— Какими узорами оно украшено? (Ответы детей.)

— Полотенце украшают узорами из нарисованных треугольников, кругов, квадратов, овощей и фруктов. А вот на этом полотенце изображены птички. (Воспитатель показывает полотенца с разнообразными узорами.)

— А с какими узорами есть полотенца у вас дома? (Ответы детей.)

— Я вам предлагаю придумать и нарисовать своё красивое, необыкновенное полотенце.

2. Основная часть

Показ приёмов работы. Воспитатель показывает приёмы рисования разнообразных узоров из полосок, кружочков, листиков, цветов о обращает внимание на симметричное расположение по обеим сторонам.

Воспитатель предлагает сделать пальчиковую разминку.

Самостоятельная работа детей.

3. Заключительная часть. Итог Занятия.

— Какие разные полотенца у вас получились.

Воспитатель спрашивает несколько детей, какой узор они нарисовали на своих полотенцах.

— А для чего нам нужно полотенце? (Ответы детей.)

Воспитатель читает отрывок из "Мойдодыра" К. Чуковского.

— Очень красивые полотенца у всех. Давайте ими полюбуемся. (Дети рассматривают все работы.)

Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжельские узоры» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи для детей 2–3 лет «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» Конспект по непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей 2-3 лет Тема: Да здравствует мыло душистое и полотенце.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. 2. Закрепить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Гжельские узоры» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Художественные: Продолжать составлять узор по мотивам.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе детского сада «Роспись каргопольской игрушки «Кадриль» Цель: развитие у детей навыка рисования элементов каргопольской росписи. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. Продолжать знакомство детей с каргопольской.

Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Я люблю свою лошадку!» Тема: «Я люблю свою лошадку» Средняя группа 4-5 лет воспитатель Татьяна Андреевна Шиголина МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик».

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Украшение фартука» . Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема. Декоративное рисование. Украшение фартука. Цель. Учить детей составлять на полоске.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Знакомство с дымковской росписью» «Знакомство с дымковской росписью». Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства дымковской игрушкой; элементами:.

Конспект занятия по декоративному рисованию в первой младшей группе «Рукавички для зайчика» Тема: «Рукавички для зайчика» декоративное рисование 1 младшая группа Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Продолжать учить.

Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию хохломской росписи «Валенки для Деда Мороза» Валенки для Деда Мороза. Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию (хохломская роспись)Программное содержание: Продолжать знакомить детей.

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.

Задачи:

  • развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
  • развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
  • воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Читайте также:  Что значит завален горизонт на фото

Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

    высказывать своё предположение на основе учебного материала;

  • выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
  • ориентироваться в учебнике;
  • уметь пользоваться разными графическими материалами;

Коммуникативные УУД:

  • использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь выражать свои мысли,
  • уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок — исследование с элементами творческой деятельности.

Технические средства обучения

для учителя:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint

Для ученика:

  • учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация.

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

— Что такое вышивка?

Вышивка — это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.

— Для чего украшают изделия вышивкой?

Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.

Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1)

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Читайте также:  Свадебные прически на темные волосы фото

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка — это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке — значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

— Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)

Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2)

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.

Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.

Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3)

Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Представим, что наш белый лист — льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.

4. Практическая работа

  1. Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
  2. Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
  3. Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
  4. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
  5. Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
  6. Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.

Давайте составим синквей со словом вышивка

Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Вышивка
Народная, красивая
Вышивать, украшать, создавать
"Поспешишь, людей насмешишь"
Украшение

Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

А) целостность композиции

Б) насыщенность цветовых оттенков

В) аккуратность выполнения работы

6. Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Читайте также:  Прием свадебных платьев казань

— Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?

— Какие трудности испытали во время работы?

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;

  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;

  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;

  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);

  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;

  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;

  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);

  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Отличия русского, украинского, белорусского рушников

Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.

Однако базовые отличия существуют:

  • в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
  • украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
  • в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.

На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:

Белоруссия Россия Россия Украина

Еще примеры орнаментов на рушниках:







Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.

Ссылка на основную публикацию
Как проходит венчание в православной церкви подробно
Время на чтение: 8 минут Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день...
Как правильно украсить стол
Задумывались ли вы когда-то, что является основным признаком внимания хозяйки дома к ее гостям? Конечно, это правильная сервировка стола. К...
Как правильно фоткаться позы
Как правильно позировать на фотосессии — вопрос, которым лет до сорока я никогда не задавалась. Фотографировалась не часто, иногда получалось...
Как проходит выездная регистрация брака
Выездная регистрация брака прочно вошла в моду. Если пять-семь лет назад выбирающих такой вариант бракосочетания молодоженов насчитывались единицы, то сейчас...
Adblock detector