Традиции брака и семьи в исламе

Традиции брака и семьи в исламе

Традиции семьи и брака в исламе

Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются. Система семьи и отношения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)

Семья. Мусульмане рассматривают семью как институт, предписанный Богом. По этой причине Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья – это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственников или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет поддержку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко определенную роль и обязанности. Особое место отводится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители имеют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начинается с рождения ребенка. Глава семьи шепотом произносит на ухо ребенку азан (призыв к молитве) с тем, чтобы первое услышанное им слово было "Аллах". Постепенно родители учат своих детей традициям, присущим религии и обществу в целом. Источником этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разросшейся семьей.

Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего, и кто не почитает старших, не достоин быть одним из нас (Хадис)

В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострадательны, уважительны, добры и послушны.

Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.

Обращаться к родителям по имени невежливо.

Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо извинитесь.

Помогайте им без просьб.

Когда родители достигнут преклонного возраста, не забывайте, что к ним нужно относиться с большим терпением и добротой.

Избегайте самоуверенности и ложной гордости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.

Дайте им по возможности наилучшее образование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.

Помогите им обрести счастье в браке.

Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.

Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.

Не возлагайте на них тяжелую ношу, стараясь заставить их делать то, что превыше их сил.

Учите их быть мусульманами.

Мужчины i женщины. Ислам учит, что Аллах создал все взаимодополняющими парами, и поэтому мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значительным шагом вперед по сравнению с доисламской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права наследования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими существами. Однако наряду с этим ислам всегда принимал во внимание физические различия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и распад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес неоценимый вклад в жизнь женщин:

супружество стало единственным разрешенным законом местом для сексуальных отношений;

женщина стала более свободной – теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало необходимо вначале получить ее свободное согласие;

был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедливое содержание;

женщинам было дано право обладать собственностью и наследовать ее.

Жена и мать. Назначение мусульманской женщины прежде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусульманской женщине разрешается ходить на работу, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульманских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут себя скромно и одеваются в соответствии с законами ислама. Находясь на улице или на работе, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой. Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность (Хадис)

Женщины обычно покрывают голову каким-либо шарфом или вуалью; руки они закрывают до запястий, а ноги – до щиколоток. Ношение черной "чадры" или вуали, покрывающей лицо, зависит от местных обычаев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Давая жизнь новому существу, она должна помнить неотъемлемые права каждого ребенка:

право на жизнь и равные возможности в жизни;

право на законность – каждый ребенок;

имеет право носить имя своего отца;

право на хорошее и любящее воспитание.

Муж и отец. Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции.

Лучший подарок, который отец дает своим детям, – хорошее образование и воспитание (Хадис)

Брак. В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родственники, не входящие в одну и ту же семью (например, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.

. Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость (Коран 30:20).

Мы создали вас мужчиной и женщиной . чтобы вы знали друг друга … (Коран 49:13).

Ислам учит, что присущие каждому человеку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения страданий. Мусульмане считают, что секс благотворен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

Когда муж и жена разделяют интимное уединение, это вознаграждается, и на них снисходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния (Хадис)

Поэтому ислам запрещает любую интимную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-нибудь для будущей стабильности данной семьи. Утверждение, что супружеская пара должна "испытать" и таким образом лучше "узнать" друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значительным "опытом" предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Сосватанные пары. Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак – это прежде всего объединение уже существующих семей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители помогают своим детям в выборе.

Пророк сказал: "Женщина должна быть замужем только за тем человеком, который достаточно хорош для нее или совместим с ней" (Хадис)

Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людьми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюбленность – это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить правильное суждение. Хотя любовь у пар, исповедующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в мусульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супружеские пары узнают друг друга с тем, чтобы понять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Однако юноша и девушка обычно не остаются наедине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов семьи. Ухаживание является лишь первым шагом к женитьбе и не обязательно заканчивается бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусульманского брака являются разделяемые обоими супругами духовные и нравственные ценности. При этом даже если муж и жена происходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость – это совместимость сердца.

Читайте также:  Вечерние платья для полных женщин на свадьбу

Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может стать причиной морального падения. Лучше вступайте в брак на основе религиозной приверженности (Хадис)

Несмотря на то, что мусульмане часто сочетаются браком с родственниками, межрасовые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья – уммах – пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.

Бракосочетание. Церемония бракосочетания обычно проводится в доме невесты. Невеста и жених приносят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем новобрачные обмениваются кольцами; составляется и подписывается брачный контракт

Самое лучшее из сокровищ – хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его слову и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам (Хадис)

Через несколько дней после брачной церемонии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пышное празднество с вручением большого количества подарков.

Самое последнее действие, которое разрешил Бог, это развод (Хадис)

Развод. Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каждый брак оказывается удачным. Поэтому ислам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

До развода все члены обеих семей принимают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отношения к вопросам семьи и брака процент разводов среди мусульман крайне низок.

Никогда не занимайтесь супружеской изменой, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу (Коран 7:32)

Супружеская измена. Супружеская измена рассматривается мусульманами как самый бесчестный и постыдный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, потому что может вызывать распад даже не одной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глубоки, что их почти невозможно простить. ценность мусульманская семья брак

Поэтому мужчинам-мусульманам запрещается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.

Семья.

Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету.

Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было “Аллах”. Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.

  • Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего и кто не почитает старших, не достоин быть одним из нас./Хадис

Наставления родителям

  • Избегайте самоуверенности и ложной гор­дости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.
  • Дайте им по возможности наилучшее обра­зование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.
  • Помогите им обрести счастье в браке.
  • Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.
  • Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.
  • Не возлагайте на них тяжелую ношу, ста­раясь заставить их делать то, что превыше их сил.
  • Учите их быть мусульманами.

Наставление детям

  • В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострада­тельны, уважительны, добры и послушны.
  • Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
  • Обращаться к родителям по имени невеж­ливо.
  • Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо изви­нитесь.
  • Помогайте им без просьб.
  • Когда родители достигнут преклонного воз­раста, не забывайте, что к ним нужно отно­ситься с большим терпением и добротой.


Мужчины в женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:

  • супружество стало единственным разре­шенным законом местом для сексуальных отношений;
  • женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало не­обходимо вначале получить ее cогласие;
  • был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедли­вое содержание;
  • женщинам было дано право обладать соб­ственностью и наследовать ее.


Жена и мать.

Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

  • Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой.Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность./ Хадис

Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной “чадры” или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:

  • право на жизнь и равные возможности в жизни;
  • право на законность — каждый ребенок
  • имеет право носить имя своего отца;
  • право на хорошее и любящее воспитание.

Муж и отец.

Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.

  • Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание./Хадис


Брак.

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями.

  • Мы создали вас мужчиной и женщиной… чтобы вы знали друг друга…/Коран 49:13
Читайте также:  Как собрать волосы красиво в домашних условиях

Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

  • Когда муж и жена разделяют интимное уе­динение, это вознаграждается, и на них снис­ходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния./ Хадис

Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Утверждение, что супружеская пара должна “испытать” и таким образом лучше “узнать” друг друга, является абсурдом для мусульман.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.

  • Пророк сказал: “Женщина должна быть заму­жем только за тем человеком, который доста­точно хорош для нее или совместим с ней.” /Хадис
  • Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может статmпричиной морального падения. Лучше вступай­те в брак на основе религиозной приверженно­сти./Хадис

Бракосочетание.

Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт

  • Самое лучшее из сокровищ — хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его сло­ву и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам./Хадис

Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.


Супружеская измена.

Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.

  • Никогда не занимайтесь супружеской изме­ной, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу./Коран 7:32

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

  • Самое последнее действие, которое разре­шил Бог, это развод./Хадис

До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама — источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"

Дата публикации: 27.12.2015 2015-12-27

Статья просмотрена: 4569 раз

Библиографическое описание:

Положенкова, Е. Ю. Брак и семья в христианской и мусульманской традициях / Е. Ю. Положенкова, Д. А. Добронос. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 862-865. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24768/ (дата обращения: 01.05.2020).

Брак и семья в христианской и мусульманской традициях

Ни для кого не секрет, что современный институт брака и семьи переживает глубокий кризис. Большинство семей распадаются, делая несчастными миллионы людей. Так «40 % детей рождаются вне семьи». «На три брака — два развода. В России миллион сирот при живых родителях. Почти столько же беспризорных». «…ежегодно в стране делаются миллионы абортов» [2, c. 5]. Это происходит потому, что люди стремятся сохранить свой комфорт любой ценой. Нравственные установки гедонизма и потребительства, столь укоренившиеся в сознании людей в последние десятилетия, оказывают разрушительное воздействие на традиционные ценности, в том числе на ценности брака и семьи. Их подлинный смысл многими оказывается утраченным. На Западе получают распространение такие одиозные явления как однополый брак и ювенальная юстиция. В этой связи в данной статье с целью прояснения подлинного смысла феноменов брака и семьи осуществляется их рефлексивный анализ в контексте двух традиционных религий — христианства и ислама.

В христианстве считается, что человек создан «по образу и подобию Божьему». В Новом Завете говорится, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) [1]. Иными словами христианство устанавливает равенство, как мужчины, так и женщины перед Богом, ценность личности. Безусловно, это не значит, что у мужчины и женщины социальные функции одинаковы. Ведь в таком случае христианские установки могут быть легко интерпретированы в духе «воинствующего феминизма».

Что касается отношения женщин и мужчин в исламе, то здесь важно, так же как и в христианстве соблюдать религиозные обязанности в равной степени. Эти обязанности подразумевают следующее: соблюдение поста, молитв, паломничества и плата налога (заята). Так, например, в Коране говорится о равенстве полов перед Аллахом, а также о том, что женщина является логическим продолжением мужчины. Это говорит о том, что она не может выполнять какие-либо функции, которые бы противоречили мужчине.

В христианском учении, признающем равенство мужчины и женщины, подчёркивается особая значимость брака. Не зря говорится, что муж и жена это «одна плоть» (Мф. 16, 6; Мк. 10, 8). Ведь брак является союзом двух людей на всю жизнь. Так Иеромонах Тихон выделяет главные цели брака. «Во-первых, взаимное вспомоществование супругов в прохождении жизни. Это духовная сторона брака. Но есть и физическая сторона, так как человек — существо духовно-чувственное. Брак заключает в себе и другую цель — «размножение человеческого рода» [2, c.123]. Таково было его назначение до падения человека, но и после падения смысл не изменился. После грехопадения человек больше стал нуждаться в помощнице. Таким помощником для мужа становится жена. «Нет столь обидного общественного положения, нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которыми не примирила бы мужа любящая и добрая жена» (Амвросий, Дмитровский еп. Проповеди. С 10) [2, c. 124].

Но все же в православии жена — это «существо слабее мужа» [2, с. 126] и поэтому он должен заботиться о ней. «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю» (Еф.5, 25) [1]. В этих словах главным является то, как Христос искупил грехи человечества, которое было порочно, нечисто. «Он не только смыл его нечистоту, но и создал из него Церковь Святую. Не насилием, порицанием и угрозами достиг Он этого, а великою заботливостью и самоотверженною любовью к людям» [2, с. 126]. Свои заботы Он простер до того, что даже пожертвовал жизнью. То есть муж по отношению к жене, которую он искренне возлюбил, проявляет заботу, внимание, не допускает насилия и унижения. Не в меньшей степени и для жены важно терпение. «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» (Еф. 5, 22–24) [2, с. 127]. А ведь такое повиновение невозможно без терпения. Женщина должна понимать мужа и терпеливо его перевоспитать, незаметно для него самого умирить его страсти. Поэтому не зря в христианской культуре существует «золотое правило брачной жизни — терпи и переноси». [2, с. 125] Ведь, благодаря терпению, супруги, несмотря на какие-либо сложности, могут избежать недопонимания в семье.

Следует заметить, что христианский брак — это не только нравственный союз, но и «союз благодатный, тайна, Таинство, в котором подается божественная благодать, освящающая и возвышающая брачный союз в образе союза Христа с Церковью и содействующая супругам в исполнении ими высоких обязанностей» [2, с. 128]. Поэтому христианин не может ограничиться только гражданским браком без Церковного венчания. Хотя брак и может быть нравственным союзом, но тогда он не будет христиански освящен. Ведь в основе гражданского брака лежат только юридические обязательства, с которыми супруги не уйдут далеко по пути нравственного совершенства.

Другая сторона в браке — это физическая. Иеромонах Тихон говорит: «христианство не гроб для человеческого рода…, оно сообщает своим приверженцам новую жизнь» [2, с. 129]. То есть, если жизнь не зло, то и размножение человеческого рода в браке не заключает ничего плохого и является законным. А тот, кто отрицает физическую сторону и признает брак, как духовную связь, тот, как считает апостол Павел, «внимает духам обольстителям» (1 Тим. 4, 1–3) [1]. Но Апостол также указывает на то, чтобы брак у них был «честен и ложе непорочно» (Евр. 12, 4) [1]. Святая Церковь призывает, чтобы супруги «умели соблюдать свой союз в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники» (1 Сол. 4, 4–5) [1]. А физическая природа в браке должна быть «преддверием высшего начала» [2, с. 133]. Так апостол Павел говорит: «жена спасается чрез чадородие», но не через одно чадородие, а, «если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14) [2, с. 134]. Другими словами, жена спасается через рождение детей и веру. Таким образом, в христианстве физическая сторона помогает осуществить одну немаловажную цель брака — рождение и воспитание детей. Но если физическая сторона становится целью и начинает доминировать над духовной, то это осуждается Церковью. Поэтому провождение «медового месяца» молодыми Церковь осуждает. Так же не один истинный христианин не одобрит такой образ жизни, где муж продолжает физическую связь с женою, несмотря на зачатие ею младенца или жена истребляет плод. Ведь при этом брак теряет нравственное значение.

Рассматривая брак в исламе, необходимо отметить некоторую схожесть с христианским браком. А именно то, что муж и жена являются одним целым и то, что брак не должен быть ни источником противоречий между супругами, ни средством ущемления свободы женщины. Брак «призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям», — пишет Худа Хаттаб. Вот что говорится в сборнике: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь поистине женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть и если ты попытаешься выпрямить ребро, то непременно сломаешь, а если оставишь в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо»; (сломать значит развестись с ней, поэтому наслаждайся ею, несмотря на её кривизну) (Сахих аль-Бухари, хадис 5185, 5186)» [4, глава 1312].

Вместе с тем обращает на себя внимание некоторая противоречивость мусульманского вероучения относительно положения женщины в браке. Дело в том, что в исламских текстах наряду с высказываниями об уважении женщины в семье, можно обнаружить суждения, в которых подчеркивается её неравное положение по сравнению с мужчиной. Например, об этом говорит следующий аят: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (Корова, 228). Из этого аята можно сделать вывод: каждая женщина должна уяснить, что мужчина (отец, муж и другие, ответственные за неё люди) играет главную роль. О данной иерархичности отношений в семье свидетельствует и следующее высказывание: «Если бы разрешалось совершать земной поклон кому либо, кроме Аллаха, я приказал бы жене совершить поклон мужу» (Ибн Маджа, 2/1852). Или же: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если муж пригласит свою жену на супружеское ложе, а она откажет ему, Тот, Кто на небесах будет гневаться на неё до тех пор, пока она не сделает мужа довольным» (Сахих Муслим, 3525). Либо же: «Самая лучшая из женщин это та, муж которой радуется, когда смотрит на неё, подчиняется, когда муж приказывает ей, не совершает то, что не нравится её мужу, и бесполезно не тратит его имущество» (Сборник достоверных хадисов, 1838).

Таким образом, мусульманский брак характеризуется особой строгостью по отношению к женщине. Что, в свою очередь, обеспечивает защиту традиций ислама и еще раз подтверждает главенствующую роль мужчины.

При этом в мусульманской семье каждому её члену отводится своя роль. Пророк Мухаммад сказал: «Каждый из вас пастух и каждый ответственен за свою паству» (Сахих Бухари, Сахих Муслима). А именно: отец — пастух семейства, которое он должен защищать и обеспечивать и руководить им. Мать — пастух по дому. Иными словами, она стремится создать ту атмосферу, где царит любовь. Ведь это крайне необходимо для счастливой и здоровой жизни семьи: «даже Рай лежит у ног твоей матери». Мать, прежде всего, участвует в воспитательном процессе. Так мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину — учишь одного человека, учишь женщину — учишь нацию» [6, с. 4]. Но в случае, если один из родителей желает захватить роль лидера, то, как известно, итог будет плачевный. Ведь будут бесконечные споры и борьба, приводящие к разрушению семьи. Так, в Коране говорится: «…Им (женщинам) — те же права, что у мужчин над ними, как принято, но у мужчин (тех прав из-за ответственности) на степень больше …» (Коран 2:228). То есть, главой семьи бесспорно является мужчина.

Что касается детей, плодов любви родителей, Ислам утверждает: как родители за детей, так и дети за родителей должны нести ответственность. «И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, у тебя (живя), не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму. И из милосердия опусти крыло смирения пред ними и скажи: «Господи, будь милосерд к ним, как воспитали маленьким они меня» (Коран 17:23–24).

Нужно отметить, что повиновение Самому Создателю является самым важным, нежели повиновение, которое дети обязаны оказывать своим родителям, независимо от того, как происходит воспитание ребенка, и какая религия у родителей. Вот Его напоминание: «И вот Мы взяли договор с сынов Израиля: «Не поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям — благодеянье, к родным, к сиротам и беднякам; беседовать с людьми по-доброму, совершать молитву, и платить закят» (Коран 2:83).

В тот момент, как ребёнок должен проявлять повиновение обоим родителям, Ислам выбирает одного — мать, которая заслуживает огромную любовь и благодарность. Когда Пророка Мухаммеда спросили, «O Посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин того, чтоб я к ним хорошо относился?», он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк повторил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» Пророк, наконец, сказал: «Твой отец».

«И Мы заповедали человеку добро творить родителям своим. Мать его носила, теряя силы и рожала в муках. Беременность им и кормленье грудью — тридцать месяцев. Когда же он достигнет зрелости, достигнув сорока лет, он говорит: «Господь мой! Внуши мне благодарить Тебя за Твою милость, которой Ты осыпал меня и моих родителей, делать добро, угодное Тебе. Сделай моё потомство праведным. Поистине, к Тебе я обращаюсь с покаяньем, и я — из мусульман (Тебе покорных)» (Коран 46:15). Таким образом, роль женщины в семье, так же как и мужчины велика. Ведь на женщину возложена очень значимая функция — сохранение человеческого рода.

В христианстве, как известно, семья также представляет собой высочайшую ценность. Семья — это «домашняя малая церковь, где есть определенные роли, или служения». Муж здесь выступает как «священник», жена — «помощник ему», а дети — «народ Божий, который нужно привести ко спасению». Считается, что дети даются жене и мужу от Бога. Ведь Он участвует в рождении каждого человека — приводит ко спасению. В этом и состоит смысл и цель жизни. И планировать семьи должен Бог, а не грешный человек [2, с. 149]. В христианстве, так же как и в исламе, важно почитать родителей, и испытывать деятельную любовь, выполнять обязанности по отношению к «близким» по плоти людям.

Рефлексивный анализ брака и семьи в контексте двух мировых религий — христианства и ислама, свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые отличия в интерпретации данных феноменов, они едины в главном. Традиционный брак и семья обладают высокой нравственной ценностью. В них культивируется уважение, взаимопонимание, любовь, столь необходимые для воспитания будущих поколений.

Ссылка на основную публикацию
Тост на свадьбу сестре от сестры проза
Дорогая сестричка, поздравляю тебя и твоего супруга с этим прекрасным событием. Отныне вы счастливые муж и жена. Желаю вам семейного...
Торт на янтарную свадьбу
Годовщина 34 года именуется Янтарной свадьбой. Она должна стать прекрасным, тихим, нежным и трогательным событием не только для «молодожёнов», но...
Торт невские берега каталог цены
Главная Адрес электронной почты 199048, Россия, , наб. Макарова д.32 Кондитерский комбинат Невские Берега продает готовые торты и изготавливает на...
Тост отца на свадьбе дочери своими словами
Свадьба – одно из ключевых событий в жизни каждого человека. Но таковым оно является не только для молодоженов. Для создания...
Adblock detector