Традиции и обычаи осетинского народа

Традиции и обычаи осетинского народа

Традиции и обычаи осетин

Цикл передач "Золотые слова" ГТРК Алания.

ÆГЪДАУ
Æфсарм

Из цикла передач "Золотые слова" ГТРК Алания

Агъдау или Анагъдаудзинад?

Связь между прошлым, настоящим и будущим в осетинских обычаях и традициях.

Кæхцгæнæн (Куывд в честь новорожденного)
Калым у осетин.
Колыбельные песни осетин

Передача из цикла ЭКСПЕРТО.

Лекция Т. Салбиева

Кровня месть у осетин. Как это было.
Нæ Иры кадæн
Надочажная цепь (САФАЙЫ РÆХЫС)

Предания и святилища, посвященные надочажной цепи — святыни для осетин (Сафайы рæхыс)

Об осетинском костюме (женском и мужском)

Батраз Цогоев об особенностях осетинского женского костюма. Передача в 2 частях

Обычаи и традиции осетин-алан
Обычай избегания

Олег Дреев. О природе обычая избегания у осетин

Осетинская свадьба.

Как её устраивали ?

Осетинская свадьба. Осетинский свадебный фольклор.

Передача из цкла ЭКСПЕРТО IRYSTON TV

Осетинские праздники

Как их отмечали?

Осетинские тосты — молитвы (Ирон куывдтæ)

На осетинском языке

Осетинский застольный этикет (Ирон фынджы æгъдау)

Его нужно знать, а зная, правильно соблюдать

Поминки и траурные обряды
Разговор о традиционной осетинской одежде

Известный исследователь Э.Кантемиров рассказывает о том, что и как носили осетины прошлого (на осетинском языке).

Святые места Осетии.

Цз цикла передач Осетинского Нац ТВ. "Неудобная студия"

Традиции осетинской свадьбы
Традиционное Гостеприимство

"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров.

Традиционные осетинские нормы поведения

Что такое хорошо, и что такое плохо.

Традиционные осетинские праздники

Фильм Алины Туаевой

Традиционные погребальные обряды осетин.

Передача из серии "Люблю Осетию". Рассказывает Дзаттиаты Руслан Георгиевич — ведущий научный сотрудник СОИГСИ, доктор исторических наук, археолог.

Обычаи и традиции осетинского народа

Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.

Традиционное кавказское гостеприимство

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

Осетинское застолье. Свод незыблемых правил

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

  • Стол признается святым местом, и поэтому главный закон застолья – полный запрет как на сквернословие и ругань, так и на упоминание считающихся грязными животных.
  • Все участники застолья рассаживаются по строго определенному порядку в соответствии с заведенными обычаями.
  • Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал.
  • Не принято появляться за столом в неподобающей одежде.
  • Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трех обязательных тостов.
  • Запрещено выпивать в промежутках между тостами, а также своевольничать, произнося тосты по собственному усмотрению.
  • Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.
  • При всем обилии застольных тостов запрещается напиваться допьяна: большего позора для осетина стоит еще поискать.
  • На застольях в честь традиционных праздников запрещается подавать блюда из свинины, хотя в повседневной пище она вполне допустима.

На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин

В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров. Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.

Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.

Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.

И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного. Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье. Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.

После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи. А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус). В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.

Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины». Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты. Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.

Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды

Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников, а извещал их о случившемся вестник печали – всадник на темной лошади и с плеткой в левой руке. Умершего обязательно облачали в новые одежды и настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику. Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове. Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.

Залина Галачиева
Конспект занятия «Быт осетинского народа в прошлом и настоящем»

Быт осетинского народа в прошлом и настоящем.

Расширить и уточнить знания детей о быте осетинского народа в прошлом и настоящем. Дать более глубокие знания об одежде и пище осетин. Развивать словарь детей осетинскими названиями предметов быта.

Картина «Сакля»,предметы быта: фынг, посуда; разрезные картинки для игры; образцы осетинского мужского и женского костюмов; продукты осетинской кухни.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа с детьми.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о быте осетинского народа в про-шлом и настоящем. После многих жестоких войн осетины переселились в горы и долгое время жили там. Затем кто-то переселился на равнину, а кто-то остался жить в горах.

Жилище осетин в горах называлось сакля. Они находились так близко друг от друга. Что одна постройка висела над другой. Крыши нижних построек служили дворами для верхних. Улиц в горных селениях не было. Их заменяли узкие тропы и проходы. Сакли строились двухъярусные. Нижний этаж имел хозяйственное назначение, там содержали скот. Второй этаж служил жильем для семьи.

Из чего строили сакли?

Правильно, из специального горного плоского камня. Промежутки между камнями смазывались глиной или заполнялись землей. Верх тоже засыпался глиной или землей с мелким щебнем, все это плотно утрамбовывалось. Крыша получалась ровной и служила хозяйственным двором.

Как вы думаете, почему хорошо иметь такую крышу в горах?

Да, она использовалась для молотьбы хлеба, сушки зерна, шерсти. Еще она служила танцплощадкой во время торжеств.

Полы в сакле делались земляные. Жилище состояло из нескольких помещений. Главное жилое помещение, где горел очаг, именуемый по осетински «къона», называлось «хдзар».В основном жизнь семьи протекала здесь: приготовление и прием пищи, штопанье и шитье одежды, изготовление необходимой в хозяйстве утвари.

При входе в помещение сразу обращал на себя внимание очаг – къона. Его уст-раивали в центре хдзара. Необходимой принадлежностью очага являлась же-лезная надочажная цепь. Она подвешивалась на перекладине и на ней висел ко-тел для варки пищи. В холод вся семья собиралась у очага и грелась у горящего огня. У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья. По древней традиции, неугасимый огонь в очаге считался благополучием в доме, а надочажная цепь почиталась как святыня.

Хдзар по линии очага делился на две части: мужскую и женскую. В мужской половине хдзара находилась большая часть мебели.Здесь же мужчины занимались изготовлением из дерева самых разнообразных предметов быта: ведра, корыта, чашки, ложки, блюда, чаши разнообразной формы и размера.

На женской половине дома была расставлена домашняя утварь – посуда. У очага стояла люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто – «арынг». Здесь ежедневно готовили пищу, делали сыр, ткали сукно, шили одежду. Мужчины и женщины не имели право заходить на чужую половину дома.

В качестве необходимой домашней утвари каждая семья в своем хдзаре име-ла осетинский стол – фынг, он был круглый на трех ножках. Такой стол и в на-стоящее время есть во многих семьях.

Ребята, а в каких домах мы живем сегодня? У нас есть очаг? А где собирается вся семья, где мы принимаем пищу?

3. Игра «Разрезные картинки» (стол, кресло, чаша, кувшин и т. д.)

4. Поговорим теперь с вами об одежде осетин. Как вы думаете, кака была оде-жда?

Одежда осетин была очень бедной. Мужчины носили рубашку – бешмет (куы-рат, на него сверху одевали черкеску (цухъа). На груди черкески по обеим сторонам пришивали кармашки с отделениями для газырей (бариига) – басырницы (бариагъуд). Черкеска перетягивалась ремнем с серебряными или медными пряжками. Пояс – обязательная часть осетинской мужской одежды, на нем висел кинжал.Важными частями мужской одежды также являются: бурка (нымат, башлык (капюшон с длинными концами, войлочная шляпа (ныматхуд). В основном, одежда и обувь осетин шилась из шерсти и материалов, полученных из нее.

6. Женская одежда состояла из юбки, сшитой из шелка, шелкового нагрудни-ка, который украшался серебряными с позолотой застежками (риуыгънаджыта). Сверху одевалось платье, имевшее сплошной разрез спереди. Платье украшалось узорами национального орнамента (разгамта). Обязательная принадлежность – пояс из широкой тесьмы или серебра, у богатых – из золота.

7. Дидактическая игра «Найди отличия» (одинаковые платья, с различными элементами осетинского орнамента).

Скажите, ребята, а в настоящее время как мы одеваемся? Что из элементов осетинской одежды есть у нас?

8. Раньше осетины жили большими семьями. В семьях осетин всегда уважали и почитали старших. Главой семьи считался дед, а если его не было, то бабушка. Все члены семьи подчинялись старшему. Уважение к старшим проявлялось во все действиях и поступках. При старших младшие не смели сидеть, и пока присутствовали старшие, стояли. Когда говорил старший, младшие только слушали. Это соблюдалось как дома, так и в обществе. Без совета старших младшие не делали ни одно дело.Существует поговорка: «Зарондн йа фындз асарф, м йа зондай бафарс». Когда старший проходил по улице, сидящие около дома вставали, эта традиция сохранилась до сих пор, особенно в селах.

Нельзя в присутствии старших вести себя развязно, проявлять невоспитан-ность. Требуя все это, старшие сами служили примером для младших.

9. Теперь поговорим о пище осетин. Как вы думаете, что раньше кушали?

Основной пищей человек являлись хлебные изделия. Самое первое место, до недавнего времени, занимал кукурузный чурек – кардзын.

Знаете из чего его делали? Из кукурузной муки и запекали в горячей золе. Они были очень вкусные и ели их с холодным молоком. До сих пор многие осетины пекут чурек.

Как раньше так и сейчас любимой едой остаются осетинские пироги, которые делались с разной начинкой.

Какие вы знаете пироги?

Сколько пирогов бывает на столе у осетин?

Что означают три пирога?

Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.

После пирогов идет мясная пища: баранина, говядина.

Ребята, скажите, какое самое популярное мясное блюдо?

Да, это шашлык, физонаг. Его готовили из мягких частей баранины или говя-дины на железном или деревянном шампуре – уахст, над раскаленными древес-ными углями.

Очень любят осетины готовить блюда и из курицы. На стол к трем пирогам подается отварная целиком курица.

А во время больших торжеств делается кусарт. Существует строгий порядок в подаче различных частей кусарта к столу и распределения их между сидящими. Самыми почетными частями считаются голова и шея. В знак уважения они пода-ются только старшему. Младшим подают уши, чтобы они слушали и были по-слушными.

Часто готовили блюда из фасоли. Какое вы знаете блюдо из фасоли? (Дзарна). Из чего его готовят? Кто знает? Правильно, отваривают зерна кукурузы, пшени-цы, ржи и фасоли.

Очень часто в пищу осетины употребляют молоко и молочные продукты. Ка-кие молочные продукты вы знаете? (кефир, масло, сыр, сметана, дзыка).

А еще, ребята, знаете, ни один праздник, ни одно пиршество не проходило и не проходит без осетинского пива (баганы) и кваса (къуымал).

А ваши бабушки, мамы варят пиво и квас на праздники?

10. Стук в дверь. Входит нана с подносом. На подносе разнообразные продукты питания.

Нана. Здравствуйте ребята. Я смотрела ваше занятие и мне очень приятно что вы столько знаете о жизни своих предков. Я принесла вам вкусные подарки, а что я принесла, вы мне скажите сами.

11. Дидактическая игра «Узнай на вкус».

12. Итог занятия.

Центр национального быта осетинского народа Цель:формирование представлении о культуре и быте осетинского народа. Задачи: 1)Приобщение детей к истокам осетинской культуры. 2)Прививать.

Элементарный бытовой труд на прогулке «Чистое будущее — в чистом настоящем!» В настоящее время приоритетным по моему мнению как для родителей, так и для педагогов является интеллектуальное развитие ребенка,трудовое.

Коллективная аппликация в цветовой гамме осетинского флага «День народного единства» " День народного единства"- это праздник который мы празднуем 4 ноября в память о событиях, которые проходили много лет назад. В 1612 году.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» Дата проведения 25 июля 2017 г. Конспект познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет. Тема: «Хлеб в обрядах и традициях.

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества» Занятие «Традиции и быт кубанского казачества" Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется "Обычаи осетинского народа". Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Сценарий осетинского развлечения «Праздник Джоргуба» Звучит осетинская национальная мелодия и воспитатель читает стихотворение К. Л. Хетагурова. «Осень». Воспитатель. Дети, как называется наша.

Ссылка на основную публикацию
Тост на свадьбу сестре от сестры проза
Дорогая сестричка, поздравляю тебя и твоего супруга с этим прекрасным событием. Отныне вы счастливые муж и жена. Желаю вам семейного...
Торт на янтарную свадьбу
Годовщина 34 года именуется Янтарной свадьбой. Она должна стать прекрасным, тихим, нежным и трогательным событием не только для «молодожёнов», но...
Торт невские берега каталог цены
Главная Адрес электронной почты 199048, Россия, , наб. Макарова д.32 Кондитерский комбинат Невские Берега продает готовые торты и изготавливает на...
Тост отца на свадьбе дочери своими словами
Свадьба – одно из ключевых событий в жизни каждого человека. Но таковым оно является не только для молодоженов. Для создания...
Adblock detector