Узбекские традиции в семье

Узбекские традиции в семье

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эрийгитова Л.А.

Именно в семье формируются такие высокие человеческие качества, как уважение к старшим и любовь к младшим, почитание национальных обычаев и традиций . Семья надежный оплот в развитии духовных основ нашей жизни, утверждении в обществе атмосферы высокой нравственности. Бесценна ее роль в воспитании гармонично развитого поколения, подготовленного к жизненным испытаниям. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Эрийгитова Л.А.

Текст научной работы на тему «Семейные традиции узбеков: семья как объект исследования»

преподаватель кафедры гуманитарных и экономических наук Термезского филиала Ташкентского государственного технического университета им.И. Каримова (Узбекистан) СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ УЗБЕКОВ: СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Именно в семье формируются такие высокие человеческие качества, как уважение к старшим и любовь к младшим, почитание национальных обычаев и традиций. Семья — надежный оплот в развитии духовных основ нашей жизни, утверждении в обществе атмосферы высокой нравственности. Бесценна ее роль в воспитании гармонично развитого поколения, подготовленного к жизненным испытаниям.

Ключевые слова: семейные ценности; традиции; самобытность; исламские ценности.

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. Начало формирования культуры узбекского этноса относят к У1-УП вв. до нашей эры, к тому времени, когда в долинах рек Амударья, Сырдарья и Зарафшан кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и создали свои первые государства. Бывшие кочевники основали поселения и города, привезя с собой обычаи и традиции, основанные на древних культах предков. Территория нынешнего Узбекистана — Междуречье, частями входившее в состав ранних государств, — Хорезма, Согдианы, Бак-трии — стала базой для формирования культуры, впоследствии ставшей основой культуры узбекского народа [1, с. 26-27].

На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру. Наибольшее влияние на формирование обычаев и традиций узбекского народа оказали арабы, распространившие религию ислам по всей территории Средней Азии. Традиции ислама тесно переплелись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой, прочно закрепились в быту и сознании узбекского народа. Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как и у многих азиатских народов,

большинство праздничных узбекских обычаев связано с главными семейными торжествами: свадьбой и рождением ребенка. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, где задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости — каждому отведена своя роль. В основе узбекских традиций лежит гостеприимство, почитание старших и коллективизм, особенно ярко проявляемый в махаллях (узбекских кварталах) — хранительницах вековых национальных устоев. Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не на словах, а в повседневной деятельности людей, в их поступках. И наконец, семья есть индикатор состояния и развития общества и отражает многие параметры современных социальных процессов. Именно поэтому изучение семьи является актуальной проблемой не только для традиционных, для индустриальных, но и для постиндустриальных обществ.

Еще одна причина, по которой семья является священной, заключается в том, что она является важной частью социальных взаимоотношений сообщества, но также может быть центром формирования всех человеческих качеств или, наоборот, социальных проблем в обществе.

В «Авесто» (сборник Священных книг) также особое внимание уделено проблемам семьи, репродуктивному поведению в семье. В нем освещены пять типов поведения женщин-домохозяек. По принципам зардуштизма, парни и девушки, не достигшие 21 года, не должны выбирать самолично спутника или спутницу жизни. Если влюбленные без согласия родителей решили пожениться, общественность справляла их свадьбу, но во время свадебного обряда мубад, учитывая, что согласия родителей на свадьбу не имеется, предупреждал пару о том, что они лишены наследства. А невеста при этом признавалась «самовольной», т.е. не признающей нормы общественности.

Необходимо учесть, что в «Авесто» также особое внимание уделялось физическим и психологическим особенностям. В первую очередь требовалась физическая и психологическая подготовленность жениха и невесты, так как именно это и создает основу здорового поколения [2, с. 34-36].

Следует особо отметить, что в произведениях мыслителей и просветителей Центральной Азии Фараби, Беруни, Ибн Сины, Юсуфа хос Хаджиба, Алишера Навои, Бабура, Муниса Хорезми, Бедиля, Бехбуди, Абдуллы Авлония, Кари Ниези, Чулпана, Фитрата

и других особое значение имеет семья. В частности, в произведениях Абу Али Ибн Сины «Мораль», «Семейное хозяйство», Али-шера Навои «Хайрат-ул Аброр» особое внимание уделяли семье и рассматривали ее как основное место в достижении человеческого совершенства. Здоровая семейная атмосфера в семье гарантирует, что новые семьи могут стать прочной основой общества.

В исламской теории и шариате объясняются основные понятия семьи и семейных отношений. Во времена среднеазиатского ренессанса 1Х-Х11 вв. семейные ценности также находились в центре внимания. Ученый Ибн Сина в своем труде «Каноны медицины» большое внимание уделял проблеме роли семьи в воспитании детей, взаимоотношениям детей и родителей. Ибн Сина пытается формировать нравственные качества с помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение. Ибн Сина подробнейшим образом излагает с учетом возрастных особенностей все практические мероприятия в деле трудового воспитания, которое начинается уже в школе. Ибн Сина говорил как об ответственности родителей за воспитание детей, так и об определенных обязанностях детей перед родителями. Практическая полезность этих рекомендаций даже для современной семьи не вызывает сомнения

Великий полководец Амир Темур всегда особое внимание уделял семейным ценностям и воспитанию детей, он серьезно относился к выбору невест для своих сыновей и к воспитанию внуков. После эпохи Амира Темура и в период Темуридов междоусобицы среди принцев Темуридов привели к большим проблемам.

Читайте также:  Оформление свадебного зала в бирюзовом цвете

В узбекских семьях исторически культивируются вежливость и уважение к старшим по возрасту, верность данному слову, гостеприимство, умение ценить дружбу. Соблюдение правил вежливости и этикета в семье имеет не менее важное общественное значение, чем в любых других сферах. В узбекских семьях большое место в системе воспитания занимает передача детям правил этикета в семье. Влияние родителей на детей происходит довольно долго, вплоть до зрелого возраста, и если в детстве приучают ребенка к трудолюбию, честности, вежливости и т. п., то в дальнейшем им помогают советом, т.е. духовное общение родителей и детей не прекращается в течение всей жизни. Культура поведения не только обеспечивает определенный уровень общения в коллективе, но и при соответствующей направленности воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных задатков [4, с. 13]. Культура

здесь выступает как показатель степени развития общественного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для развития духовной культуры нации.

Существенное воздействие на формирование духовно-нравственной личности каждой семьи оказывает махалля. Махалля не только объединяет жителей в своеобразную общину, где действуют свои обычаи и традиции, но и несет ответственность в решении социально-правовых и воспитательных проблем молодежи, оказывает материальную помощь малообеспеченным семьям. В суверенном Узбекистане сегодня растет национальное самосознание людей и вследствие этого повышается интерес каждого человека к познанию культурных ценностей своего народа, традиций и обычаев прошлого.

Наряду с осуществлением глубоких социально-экономических и духовных преобразований в республике осуществляются реальные процессы гуманизации и демократизации общества: создаются новые предпосылки для полного проявления принципов декларации прав и свободы человека, свободы мысли, совести и религии, бережного отношения к духовному наследию каждого народа, национальным и общечеловеческим ценностям. Возрождение национальной самобытности превратилось в одну из основных задач современного общества. Конституция Республики Узбекистан включает в себя главу, посвященную семейным правам, что доказывает, что семья находится под защитой государства (ст. 63) [5]. В 1998 г., в Год семьи, был принят «Семейный кодекс» республики. С 1992 г. по нынешний день в Узбекистане принято около 50 семейных законов, более 20 указов и распоряжений президента, более 70 постановлений Кабинета министров, которые защищают семейные интересы.

Вопросы семейно-брачных отношений всегда привлекали внимание ученых. Семейно-брачным отношениям узбеков во второй половине XIX — начале ХХ в. посвящены работы российских авторов, живших в Туркестане в этот период. Наблюдая семейно-бытовой уклад жизни узбекского народа, исследователи дали общее описание добрачных и брачных отношений, а также семейных обрядов народов Средней Азии. С 70-80-х годов XIX в. впервые были начаты исследования по данному направлению. Например, труды русского ученого А.Д. Гребенкина «Узбеки», которые были опубликованы в сборнике «Русский Туркестан» в 1972 г. Из известных этнографов также можно упомянуть В.П. Наливкина

и М.В. Наливкину, которые изучали быт жителей Намангана и в дальнейшем опубликовали «Очерки бытия женского оседлого туземного населения Ферганы» в 1886 г. [6, с. 21]. Во времена Советского Союза в 1940 г. К. Л. Задихина и М.В. Сазонова пытались изучить узбекские семьи в Хорезмской области. В 50-х годах ХХ в. началось изучение узбекских семей, работающих в колхозах. На эту тему была опубликована монография М.А. Бикжановой «Семья в колхозах Узбекистана», в которой были исследованы быт и взаимоотношения в узбекских семьях советского периода на основе сравнения больших патриархальных семей узбеков в Намангане. Также можно упомянуть труды Л.Ф. Моногаровой «Этнические очерки узбекского сельского населения», Н.Г. Бораниной «Некоторые черты традиционной свадебной обрядности узбеков-дурменов южных районов Таджикистана и Узбекистана», К.Д. Гюрина «Формирование советской семьи в Узбекистане», написанных в этот период. Исследователи советской эпохи считали патриархальный образ жизни узбекских семей препятствием на пути развития советской семьи. В это время также стремились создать семьи из представителей разных этнических и религиозных общностей.

Одним из важнейших событий в области духовного воспитания за годы независимости стало проведение научно-теоретических исследований в семье. Однако исследования семейных отношений были ограничены только фольклорными или этнографическими аспектами. Результаты социологических опросов показали, что семья как социальный институт и социальная ценность не утратила своего значения для населения страны. В Узбекистане ведется постоянная работа по укреплению основ семейной жизни, развитию духовности и формированию в обществе мировоззрения, способного принять происходящие и еще предстоящие реформы.

1. Исматуллаева Г.Э. Традиции и ценности в узбекских семьях // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 616-617.

2. Арифханова З.Х., Зунунова Г.Ш. Обрядово-ритуальная жизнь узбеков Ташкента в условиях независимости. — Ташкент, 2006. — 94 с.

3. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. — Ташкент: Фан, 1994.

4. Сафаров О., МахмудовМ. Оила маънавияти. — Т.: Маънавият, 1999.

5. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистон, 1999.

6. Наливкин В.П., Наливкина М.В. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. — Казань: Типография императорского университета, 1886. — 244 с.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

младший научный сотрудник

Института истории Академии наук

Республики Узбекистан (г. Ташкент) ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДЕЛА В ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ (XVIII-XIX вв.)

Аннотация. В статье освещены вопросы организации войска Хивинского ханства, участие в нем различных этнических групп. Даются сведения о вооружении войск, военных должностях и обеспечении военных. Предпринята попытка раскрыть результаты реформ в военной сфере, связанных с усилением влияния центральной власти.

Ключевые слова: Хивинское ханство; военное дело; история вооружения; военные чины; оружейное дело.

Хивинское ханство располагалось на перекрестке дорог, связывавших крупнейшие политические и торгово-экономические центры Центральной Азии и прилегавшие к ней южные регионы с Восточной Европой. Хивинское ханство, известное в истории под именем Хорезм (Хорезм — персидское слово и означает «воинственный», «боевой») и называемое в соседних странах Ургенчем, со всех сторон было окружено пустыней; крайняя граница обрабатываемых земель на юго-востоке — город Фитнек, на северо-западе -Кунград и Кухне-Ургенч, на юге — Медемин и Кучек1.

Читайте также:  Чем отличаются помолвочные кольца от обычных

Географически территория Хивинского ханства занимала северо-восточную часть Арало-Каспийской низменности, включая в свои границы земли в низовьях Амударьи, составлявшие ядро ханства, плато Устюрт между Каспийским и Аральским морями на западе, северную часть пустыни Каракум, а иногда даже оазисы

1 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. — М., 2003. — С. 251.

О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Читайте также:  Как шуточно представить гостей на юбилее

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в VI-VII в до нашей эры.

В долинах рек Амударьи, Сырдарьи и Зарафшан, к тому времени, когда кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и начали создавать свои первые государства. Некогда кочевники основали небольшие поселения и города, принося с собой обычаи и традиции предков. Части земли Хорезма, Согдианы, Бактрии — территория нынешнего Узбекистана, стали опорой для формирования культуры, что впоследствии стало основой культуры народов Узбекистана.

Традиции и обычаи Узбекистана весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям.

Веками традиции и обычаи узбекского народа оставались почти незыблемыми, несмотря на тяготение многочисленных захватчиков принудить чуждую иноземную культуру.

Крупное влияние на формирование обычаев и традиций оказали арабы, распространившие религию ислам по территории Средней Азии. Устои ислама соединялись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой и крепко закрепились в сознании узбекского народа.

Из поколения в поколения, веками, обычаи и традиции узбеков передаются и бережно хранятся. Как у многих народов Азии, большая часть праздничных обычаев связаны с семейными торжествами — рождением ребенка, свадьбой. Эти события включают в себя много обрядов и ритуалов с участием родителей, детей, братьев, сестер, близких и дальних родственников и даже соседей и гостей — у каждого своя роль. Основа узбекских традиций — гостеприимство, почитание старших и коллективизм. Особенно часто они проявляются в махаллях — хранительницах 1000 летних общенациональных устоев.

Ссылка на основную публикацию
Ужин если ты женишься
"Я всегда говорил только правду, но людитак к этому не привыкли, что у меня возниклореноме юмориста, поскольку все думали,что я...
Трогательные слова для семейного очага
Церемония передачи семейного очага, зажжения первого общего огня для новой семьи обязательно сопровождается пояснительной речью ведущего и пожеланиями со стороны...
Трогательные слова маме мужа
Мамочка, поздравляю Вас с днем рождения! Пусть Ваша жизнь, а вместе с ней и здоровье, будут цветущими. Любви и тепла...
Ужин на высоте в москве
354 EXCLUSIVE HEIGHT — это гастрономический комплекс и общественное пространство в башне ОКО Москва-Сити, включающее в себя 5 уникальных проектов:...
Adblock detector