Вышивка в народном стиле

Вышивка в народном стиле

Основной техникой, в которой выполнены почти все костюмы в русском стиле, является крест (или косой крест). Он представляет собой два перекрещивающихся стежка, расположенных в косом направлении. Крестом вышивают по счету нитей или по канве, и при правильном выполнении вышивки с изнанки образуются две параллельные линии стежков. В оформлении некоторых костюмов присутствует также вышивка в технике двойного (или болгарского) креста. Его форма получается перекрещиванием простого креста двумя стежками в горизонтальном и вертикальном направлениях. Встречается и тамбурный шов, который имеет вид цепочки. Всего в нескольких костюмах использованы швы счетной глади.

Крест — довольно поздняя в традиционной народной культуре техника вышивки. Ее освоение совпало с распространением в крестьянской и городской среде новой орнаментики. Вышивка крестом требовала от рукодельницы меньше усилий и времени, чем трудоемкие счетные техники архаического декора. Можно было увеличить размер креста (на 4 и 5 ниток основы вместо 2 или 3 ниток), использовать так называемый болгарский крест, вышивать не непосредственно на ткани по счету нитей, а по канве. Технологии старинных техник вышивки — набором или счетной гладью — не позволяли увеличивать длину стежка для ускорения работы. Возможности вышивки крестом делали ее в глазах крестьянок и горожанок предпочтительной техникой.

Вышитые орнаменты создают яркую декоративность костюмов в русском стиле. Декор на кофтах и передниках имеет, можно сказать, тотальное размещение: красные и синие полосы сами по себе уже являются декоративными; кроме того, каждая из тканевых полос, из которых сформированы элементы костюма, украшены вышивкой хлопчатобумажными, реже шелковыми нитками разных цветов.

В вышивке костюма можно отметить довольно единообразный подбор цветовой гаммы хлопчатобумажных нитей. Если вышивка идет по красному фону — то это нитки белые, черные, с небольшим вкраплением желтого или синего цветов. Если же по синему — то обычно это белые, красные с включением желтого цвета. По белому вышивали преимущественно черными и красными нитками. Более разнообразна гамма шелковых нитей. Здесь мы, наравне с отмеченными, наблюдаем оттенки голубого, розового, зеленого цветов.

Техника «крест» является по своей сути счетным швом. Она обнаруживает универсальный характер: с ее помощью возможна вышивка любого типа орнамента. Более того, использование плотных ниток, маленький шаг шва, максимальная плотность заполнения ткани вышивкой создают впечатление коврового покрытия; а применение ниток многочисленных оттенков разных цветов позволяет стилизованное изображение в наибольшей степени приблизить к реальному образу. При таких возможностях этой техники вышивальщицы для изготовления костюмов в русском стиле создавали все-таки, как правило, геометрические и геометризованные орнаменты, соотносящиеся с крестьянской традицией. Это зигзагообразные и косые пересекающиеся линии, фигурные бордюры из ромбов, овалов и т. п., ряды прямых и косых крестов, розеток и разнообразных ромбов с вписанными в них сложными геометрическими фигурами.

Геометризованный растительный орнамент представлен рядами или гирляндами цветов из трех или четырех двухчастных лепестков, трехчастных листьев — типичных для народной вышивки, выполнявшихся и в других техниках (например, в узорном ткачестве).

Реалистичные по трактовке растительные узоры (мотивы винограда и розы) в костюмах в русском стиле располагаются обычно на передней и задней центральных планках кофты. Причем их изображение часто представляет собой скорее рисунок, чем орнамент.

Мотивы розы с листьями и бутонами, гирлянды из цветов, побеги и кисти винограда, изогнутые ветви, дубовые листья, букеты в конце XIX — начале XX столетия стали популярными на всей территории России, но в первую очередь — в тех районах, которые были тесно связаны с крупными промышленными центрами. Мотив винограда «виноградная лоза»), появившись в вышивке в геометризованной форме, стал детальным изображением гроздьев винограда, перевитых лозой.

Из цветов особенно часто изображались розы. Происхождение этого орнамента связывают с общеевропейской культурой, где мотив розы был очень популярен. Часто розы вышивали «натуральны-ми» — алой расцветки, но иногда придавали их изображению своеобразную условность, окрашивая в несвойственные розам цвета.

Читайте также:  Свадьба под ключ киров

В декорировании нескольких костюмов присутствует орнитоморфный орнамент, который был одним из распространенных мотивов в вышивке Русского Севера. Птицы обычно помещены в верхней части передников в рамках трехчастной композиции с растением (кустом, деревом, цветком). На переднике из коллекции Государственного Эрмитажа можно видеть лебедей с пышным оперением. Костюм из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства украшен изображением птицы-павы.

В кофтах, как правило, акцентируются центральные полосы передней части и спинки. В одних случаях они выделяются четким ромбовидным, зигзагообразным орнаментом на ярком фоне или стилизованным изображением виноградной ветви или букета роз, в других — тонким узором на полосе другого цвета. Встречаются вещи, где создан своего рода ковровый эффект: на кофте одинаковая ширина полос и некрупный вышитый узор.

В декоративном решении передников обычно выделена верхняя полоса. Она часто шире остальных, и на ней размещается зооморфный или растительный орнамент, тогда как остальные полосы украшены геометрическими узорами. Иногда в самом верху оставлена свободная от вышивки ткань. Обращают на себя внимание также устойчивые волнообразные и зубчатые узоры в бордюрах нижней полосы, где орнамент иногда напоминает кисти занавеса.

Среди костюмов, которые рассматриваются в книге, есть несколько значительно отличающихся своими деталями и вышитыми узорами. Все они более позднего происхождения и относятся скорее всего к началу XX века. Один из них, принадлежащий Музею Москвы, имеет сложный асимметричный декор. В его вышивке встречаются и крест, и болгарский крест, и необычные свободные швы и тамбур. В связи с этим костюмом уже не приходится говорить о народной традиции. Он является продуктом эпохи модерн.
Какие-то фантастические цветы — то ли ландыши в натуральную величину, то ли ирисы — вышиты на передней планке костюма из собрания Метрополитен-музея. Этот костюм, а также костюм из частной коллекции переполнены растительными мотивами. На кофтах и передниках расцвели всевозможные садовые, лесные и полевые цветы. Здесь и многочисленные розы, и ландыши, и тюльпаны, и маки, и анютины глазки, и виноградная лоза, и целая россыпь других растений и листьев. В верхней части передника из нью-йоркского музея можно рассмотреть даже желуди.

Плотной машинной гладевой вышивкой покрыт другой костюм из Музея Москвы. На широкой полосе шитья на фартуке, на передней части платья, на его рукавах можно видеть одинаковые голубые цветы, гвоздики, изображения бабочек.

Выполненными в технике тамбур орнаментами в виде изгибающихся ветвей, цветов, плодов и листьев украшен фартук из Музея древнебелорусской культуры. В той же технике, но машинным швом выполнен декор с дубовыми листьями и виноградной лозой на платье из Музея Москвы.

Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Русская вышивка

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.

Читайте также:  Можно ли надеть на свадьбу черное платье

Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.

Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.

Вышивка гладью

Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.

Вышивка крестом

Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.

Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.

Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.

Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.

Цветная перевить

Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах

  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

Смоленская вышивка

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное

  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Читайте также:  Сонник готовиться к свадьбе дочери

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.

Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.

Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.

Вышивка росписью

Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).

Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.

Горьковский гипюр

Скатерть с горьковским гипюром

С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Записки переселенца

Русская вышивка. Виды швов.

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:

— к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

— ко второй группе — по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными , швы второй группы — свободными.

К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы — вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись

Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.

Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест , двусторонний и односторонний , в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом , обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест .

Ссылка на основную публикацию
Выходить замуж в апреле
Прекрасное время года — весна! Природа словно пробуждается после долгих зимних месяцев, в воздухе витают неуловимые ароматы цветущих деревьев и...
Выйти замуж за иностранца документы
Выйти замуж за иностранца мечтают многие наши соотечественницы. Однако оформление союза между гражданами/подданными разных государств нередко связано со сложностями. Что...
Выйти замуж за лучшего друга
А ты никогда не задумывалась о том, чтобы выйти замуж за друга? Да-да, за одного из своих друзей-мужчин. Наверняка среди...
Выходить замуж в красном платье приметы
Иногда девушки, собираясь замуж, задают вопрос: выходить замуж в традиционно белом или можно выбрать другой – например красный . Традиции...
Adblock detector